Оглавление
Стоит ли покупать автомобиль? Именно таким вопросом когда-то был озадачен и я. Давайте трезво взглянем на ситуацию в целом и посмотрим, а нужел ли вообще на этот автомобиль?
Давайте в этой статье разберем все плюсы и минусы авто и взвесим все “за” и “против”, чтобы придти к единогласному решению. Идеей написания этой статьи стал спор между мной и коллегами по работе. Они утверждали, что без машины сейчас никуда. Я же придерживался противоположной точки зрения. Итак, начнем…
Автомобиль – это роскошь?
В советские времена автомобиль считался роскошью. Если у вас была копейка, то вы уже считались зажиточным дворянином. С тех пор немало воды утекло, и сейчас автомобиль – это просто средство передвижения.
Еще в 90-ых годах прошлого столетия не каждый мог себе позволить машину. В лихие 90-е на крутых тачках ездили только новые русские и криминальные авторитеты. Обычный работяга не мог себе позволить нормальный автомобиль. С приходом к власти Путина, страна понемногу начала вставать с колен. Хорошие зарплаты и доступные кредиты сделали свое дело. Если раньше во дворе стояло 2-3 автомобиля, то сейчас негде даже припарковать велосипед).
Сейчас авто покупают все кому не лень. Раньше за рулем можно было в основном увидеть только мужскую половину. Сейчас же бразды правления над баранкой перехватили также и женщины. На водительские права учатся абсолютно все, даже не достигнув еще совершеннолетия по принципу must have (должны быть). Когда спрашиваешь у женщин, зачем им права, все они как один отвечают: “возить пьяного мужа с пьянок”. Сговорились что ли)).
Продажи авто росли вплоть до 2012 года. Программа трейд-ина работала на всю мощность. Никто не думал, что в стране начнется такая жопа, да и доллар по отношению к рублю тогда еще стоил примерно 30 рублей. Ну и после 2014 года, когда та самая сочная и большая жопа перданула да еще и с подливом, продажи резко просели.
Моя история с автомобилем
В 2012 году я купил себе свой первый подержанный авто ВАЗ 2110. В народе – десятка. Машина была 2002 года выпуска, смотрелась с виду отлично. Взял как и все: в кредит. Тогда у всех друзей была машина, и я, чтобы не выделяться из толпы, тоже сильно горел желанием приобрести тачку. Выучился на права и кредитнулся. Заплатил за нее 105 тыс. руб. Вроде бы не такие большие деньги, но по тем временам при зарплате в 16 тыс. руб для меня это казалось существенной суммой. В результате этот авто для меня оказался самой дорогой и неудачной покупкой.
Это ведро с гвоздями ломалось почти каждый месяц и требовало ремонта. Одни зимние покрышки только вышли на 8 тыс руб (половина моей зп). В неделю сжигал бензина на 1000 руб, так как почти не слазил с авто. В результате, раз в пол года я ее капиталил, ну а потом не выдержал и продал с потрохами за 50 тыс. руб. Почему так дешево? Да потому что эту рухлядь никто и не брал. Итого, я выплатил кредит на 170 тыс. руб + на ремонты и на расходники около 100 тыс. руб. Продал за 50, итого потерял чисто на тачке около 220тыс. руб за два года владения. С тех самых пор до меня все-таки дошло, что нет хуже пассива, чем собственный авто. Как говорится, “нет машины – нет проблем”.
Многие из вас сейчас подумали про себя: “Ну и лошарааа, кто сейчас берет б/у тачку? Взял бы новую и катался бы себе года 3-4 без проблем”. Ну-да, ну-да. Но тогда новые тазы стоили 300-500 тыс. руб. Иномарки начинались от 500. Брать на них кредит и потом сосать х…й, не самая лучшая затея и ниже я объясню почему.
Почему покупать машину не выгодно?
Те, кто зарабатывает от миллиона рублей в месяц – можете не читать. Но если вы вчерашний студент, каким был когда-то я, либо простой рабочий с зарплатой в 20-25 тыс. руб, то рекомендуется к прочтению в обязательном порядке.
Итак, долго не думая, открываем сайт на август 2018 года, и смотрим минимальную комплектацию самого бюджетного авто Лада-Гранта.
Чуть ниже находим кредитный калькулятор и высчитываем кредит
Итого почти 8700. Но есть подводные камушки.
Во-первых, вы не найдете минимальную комплектацию, которую предлагают дилеры. Почти все новые авто идут с разными опциями, итого ваш тазик уже будет стоить около 400 000 руб, что, соответственно, повысит стоимость кредита. Грубо говоря, 10 000 в мес.
Во-вторых КАСКО. Как я помню, на новые кредитные авто он идет в обязательном порядке. В среднем 35 тыс. руб в год на Гранту. Итого еще 3000 руб/мес. В сумме 10 000+3000=13 000. Ну и напоследок, не забывайте о том, что машина должна чем-то питаться, зимой обуваться, ОСАГО + штрафы и тд. Давайте приплюсуем безобидную сумму в 5000 руб. Итого, в месяц чисто на авто у вас будет уходить около 18 000 руб. Все расчеты взяты по минимуму. В реальности будет выходить около 20 000 руб в месяц. При вашей зп в 25-30 тыс. руб.)
Для москвичей ситуация выглядит примерно вот так:
Я чувствую всем нутром, что на меня сейчас посыплются контр-аргументы, типа
– А ты теперь посчитай, сколько ты тратишь на проезд? Как на работу добираться? А если в огород куда-нибудь? Или к теще на блины? Или на рыбалку? А как ребенка со школы/садика забирать? Вдруг дождь, а дети сахарные? Растают ведь. А сколько ты тратишь на обувь, которая изнашивается пешими прогулками? Это еще самые безобидные аргументы. Бывало доходило до абсурда, что типа мы покупаем авто и помогаем развиваться экономике страны, покупая бензин, платя госпошлины и тд.
Весь спор решается простым калькулятором:
Проездной в месяц 1000 руб. Сгонять туда-сюда по делам для этого есть такси. Кто живет в крупных городах есть Яндекс.Такси + Uber. С одного конца города в другой конец у меня выходит максимум 200 руб. По городу в среднем 100 руб. Такси использую 5-6 раз в месяц.
В нормальных городах садики и школы должны находится рядом с вашим домом. Да, я понимаю, что сейчас в стране жопа с садиками и учебными заведениями, поэтому, приходится ездить в садик на другой конец города. Здесь машина будет очень кстати, не отрицаю. Но у 90% населения и школы, и садики находятся на расстоянии не более, чем 2 км. Ваше дитё осилит такой путь? Нет? Тогда и дальше растите овощенка.
Обувь. Зимняя обувь на один сезон где-нибудь в Кари стоит 2000-3000 руб. На рынке еще дешевле. Ее как раз хватает, чтобы проходить зиму и потом выкинуть в мусоропровод. Летом кеды, кроссовки и сланцы. Носятся также сезон и потом выкидываются. Цена вопроса 3000-5000 руб. Не будем здесь рассматривать бренды по 50 000 руб. Я считаю, это нецелесообразная трата денег. Обувь должна обеспечивать комфорт при ходьбе, а одежда – прикрывать вашу тушку от дождя, снега и палящего солнышка. В это вся функция одежды и обуви. Не надо из шмоток делать культ.
Что получается в сумме в год? Проездной 1000 в мес. + такси 1000 в мес. + обувь 10 000 в год так и быть. Итого считаем годовые траты: 12 000+12 000 +10 000 = 34 000 руб. Ладно, пусть даже будет 40 000 в год.
Если вы берете новую тачку в кредит, как мы считали выше, ваши месячные расходы будут около 20 000 руб/ мес. В год 240 000 тыс. руб. Получается, что содержание авто обходится вам в 6 раз дороже, если бы его вообще не было!
Купить б/у автомобиль?
Да, как вариант – это покупка б/у авто в кредит. Но, как я убедился на собственном примере, это тоже убыточный вариант. Процент по кредиту + текущие ремонты обойдутся вам еще дороже, чем покупка нового авто в кредит.
Но так как наши соотечественники с рождения финансово безграмотны и не собирается что-то изучать и менять в своей жизни и считают, что школьных знаний им вполне хватает, то они, конечно же, берут самую свежую иномарку, которая только что вышла с конвейера и раскидывают за нее кредит сроком в 5 лет.
Как только наш счастливый обладатель новенького Ваза выезжает из салона, авто тут же теряет в стоимости. Думаю, об этом знаю все. То есть, покатавшись вдоволь на новеньком авто, вы уже не продадите его дороже. Ну да, бывают случаи типа финансовых коллапсов и тд, когда деньги резко обесцениваются. Тогда быть может быть продадите чуток дороже, но тем временем деньги уже обесценятся сами по себе.
В итого у нашего героя под жопой новая тачка, кредит на 5 лет и высокий ЧСВ (чувствство собственной важности).
И вот наш напыщенный герой ездит на новенькой тачке на работу, в садоогород, возит маленьких детей в детсад, встречает тещу на автовокзале и тд. Вроде бы жизнь удалась. Платежи не напрягают, бензин хоть и дорожает, но терпимо, да и любовниц есть где окучивать))
А теперь самое интересное
Почему бы ребенка в садик/школу провожать пешком, ездить на общественном транспорте, в садоогород ездить на маршрутке, а по срочным делам ездить на такси? На сэкономленные деньги ближайшие 5 лет покупать акции голубых фишек или облигации, вместо платежей по кредиту за новый авто? 5 лет не такой уж и большой срок, чтобы потерпеть.
Возьмем по минимуму, всякое бывает. Пусть акции принесут нам чистыми 12% годовых. Итого, если бы мы не брали сразу машину в кредит и покупали бы на эти 20 000 руб акции толковых компаний, то после 5 лет в кошельке было бы около 1,6 млн. руб. В этом легко убедиться, если посчитать по калькулятору сложных процентов. 1,6 млн.руб – это как однокомнатная квартира в нашем городе.
Да понимаю, инфляция и все такое. Но по моим наблюдениям, цена на новые авто растет в среднем по 50 000 тыс. руб в год. Допустим, если берем Ладу Ггранту за 400 000 тыс руб, то по моим прогнозам через 5 лет она будет стоить 650 000 руб. А на вкладе у нас будет 1,6 млн руб. Если бы мы просто откладывали деньги в копилку, то накопили бы 1,2 млн руб. 400 000 руб у нас получилось, благодаря сложному проценту. Через 5 лет, продав все акции, при большом желании мы бы купили сразу две лады гранты и у нас бы еще остались денежки, чтобы их нафаршировать тюнингом. Но лучше, конечно, взять иномарку.
Я понимаю, что все мы хотим всего здесь и сейчас, и поэтому только 1-2% населения могут спокойно выйти на пенсию и ни в чем не нуждаться. Остальные же будут влачить жалкое существование. Просто знайте, что ваши мгновенные хотелки очень больно ударяют во вашему карману и счастливому будущему. Думаю, после прочтения этой статьи многие из вас все-таки задумаются, а стоит ли покупать автомобиль?
В настоящее время я собрал себе электровелосипед и очень сильно этому рад, так как мои затраты копеечные, а передвижение по городу никогда еще не был таким комфортным.